23.10.2022
В 1937 году научная экспедиция на ледокольном пароходе «Георгий Седов» занималась исследовательскими работами в Карском море, а затем направилась к Новосибирским островам в море Лаптевых. Программа исследований была почти закончена, когда «Георгий Седов» послали на помощь судам «ленинского» каравана, застрявшим в тяжелых льдах юго-западной части моря Лаптевых. Усилия направленных на помощь судов были тщетны: наступала ранняя зима – пробитые ледоколами каналы быстро затягивались молодым льдом. Закрыт был и путь через пролив Вилькицкого. В результате суда «Георгий Седов», «Малыгин» и «Садко» так и не смогли выйти изо льдов. И 23 октября 23 октября 1937 года возле западного побережья острова Бельковского начался легендарный дрейф.
10 ноября на «Седове» была выведена из эксплуатации машина, погасили топки, перешли на отопление с помощью печек-буржуек, освещение – керосинки и свечи. При этом опыта зимовки не имел никто из 217 человек. Начальником дрейфующего каравана был назначен профессор Рудольф Лазаревич Самойлович.
«Среди дрейфующих льдов образовался целый город, – вспоминал капитан дальнего плавания Константин Сергеевич Бадигин. – Рядом с трехэтажными пароходами выросли ледовые домики, палатки гидрологов и магнитологов… Быстро были протоптаны тропы, соединяющие корабли». Зимующие суда поставили так, чтобы не попасть на линию сжатия льдов. Только за первый месяц дрейфа они прошли 320 км.
В марте 1938 года именно Бадигин был назначен капитаном «Георгия Седова». В апреле летчики эвакуировали большинство моряков с затертых льдами судов – осталось всего 33 моряка, по 11 на каждом судне. 24 июля водолаз установил, что руль «Георгия Седова» сильно поврежден одним из сжатий льда, так что судно не может самостоятельно управляться. 28 августа к каравану подошёл ледокол «Ермак», который освободил ото льда «Малыгин» и «Садко». Однако в ходе спасательной операции пострадал – потерял винт – сам «Ермак», и «Седов» был оставлен на вторую зимовку.
С 26 на 27 сентября в результате подвижек льда «Седов» получил большой крен на правый борт, и через образовавшуюся пробоину в трюм начала поступать вода. Несмотря на принятые меры, поступление воды прекратить не удалось и к полночи крен достиг 30°. К концу лета года на судне оставалось всего 44 тонны угля. Наконец, 3 января 1940 года к дрейфующему в Гренландском море «Георгию Седову» подошел ледокол «Иосиф Сталин» и через 10 суток вывел его на чистую воду.
Беспримерный дрейф «Георгия Седова» продолжался 812 дней. За это время ледокольный пароход прошел 3307 миль. 29 января «Георгия Седова» встретили в Мурманске, откуда седовцев поездом тут же отправили дальше – в Москву и Ленинград. Все 15 членов экипажа были удостоены звания Героев Советского Союза, а ледокольный пароход «Георгий Седов» награждён орденом Ленина.
Седовцы вели наблюдения по метеорологии, гидрологии, земному магнетизму, определяли местоположение судна по небесным светилам. Одним научных достижений экспедиции «Георгия Седова» стало окончательное уничтожение легенды о «Земле Санникова», продержавшейся более 125 лет.