13.01.2024
13 января 1940 года ледокол «И. Сталин» подошел достаточно близко, чтобы вызволить ледокольный пароход «Г. Седов» из ледового плена. К этому моменту судно провело в дрейфе 812 дней.
Дрейф «Г. Седова» начался 23 октября 1937 года. Три ледокольных парохода — «Г. Седов», «Садко» и «Малыгин» — застряли во льдах моря Лаптевых и встали на зимовку. В августе 1938 года ледокол «Ермак» вывел «Садко» и «Малыгина» на чистую воду, однако повредил винт и «Г. Седова» вытащить уже не смог. Пароход продолжил дрейф вместе с командой, состоявшей из 15 человек: среди них были и моряки c «Г. Седова», «Садко» и «Малыгина», несколько человек перешло с «Ермака».
Ледокол «И. Сталин» (позже – «Сибирь») был первым линейным ледоколом, построенным в СССР. В августе 1938 года он отправился в первый рейс под командованием Владимира Ивановича Воронина, а в декабре 1939 года был отправлен на помощь «Г. Седову». Тогда ледоколом командовал Михаил Прокофьевич Белоусов.
Чуть подробнее о встрече двух ледоколов (а еще об особенностях празднования Нового года в дрейфах) мы рассказывали в нашем лонгриде «Как советские полярники Новый год праздновали». Читайте, если еще не успели!
Экспедицию по спасению «седовцев» возглавлял Иван Дмитриевич Папанин. Об экипаже ледокольного парохода он высказывался так («Седовцы», 1940):
«Пятнадцать мужественных советских полярных моряков жили и трудились в высоких широтах Арктики. Никакие трудности не сломили большевистской настойчивости, мужества и отваги героического экипажа. Седовцы исследовали те районы Арктики, где не был еще ни один человек, не пролетал ни один самолет.»
В ходе дрейфа «седовцы» не переставали вести метеорологические наблюдения, а также постоянно следили за местоположением судна. Одним из главных достижений дрейфа стало опровержение мифа о существовании Земли Санникова.