Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

17.12.2022

17 декабря 1932 года вышло постановление СНК СССР об образовании Главного управления Северного морского пути (Главсевморпуть, ГУСМП), предназначенного для народно-хозяйственного освоения Арктики и обеспечения судоходства по Северному морскому пути.

Летом–осенью 1932 года экспедиция под руководством Отто Юльевича Шмидта на ледоколе «А. Сибиряков» впервые прошла Северным морским путем из Архангельска до Берингова пролива за одну навигацию. Именно по результатам экспедиции «А. Сибирякова» высшему руководству страны был подготовлен доклад о возможности использования северного морского маршрута для развития промышленности и инфраструктуры севера СССР. Для этой цели было предложено создать единую организацию, которая занималась бы не только развитием транспортной системы, но и промышленностью, северными промыслами, строительством портовых сооружений, организацией постоянно действующих радио- и гидрометеорологических станций, созданием больниц и школ для местного населения.

Руководителем Управления был назначен Отто Юльевич Шмидт, его заместителями – Марк Иванович Шевелев (морской и воздушный транспорт) и Георгий Алексеевич Ушаков (радио- и гидрометеорологические службы, организация научных исследований). В дальнейшем были организованы территориальные управления Главсевморпути в Мурманске, Архангельске, Владивостоке. Были созданы ледокольный и транспортный флоты. В Мурманске был построен судоремонтный завод Севморпути.

До 1946 года Главсевморпуть подчинялся Совнаркому СССР, с 1946 по 1953 год – Совету Министров СССР, с 1953 по 1964 год – Главным управлением Министерства морского транспорта СССР. До августа 2022 года администрация Северного морского пути подчинялась Федеральному агентству морского и речного транспорта, а сейчас находится в структуре Госкорпорации «Росатом».

Сегодня Севморпуть – это экономически вполне реалистичный путь к природным кладовым российского Севера, Сибири и Дальнего Востока, запасы которых по прогнозным оценкам уже в XXI веке станут едва ли не основной сырьевой базой России.

В честь Главного управления Северного морского пути назван остров ГУСМП в дельте реки Колымы.

Новости

Все новости музея