13.02.2024
Ледокольный пароход «Челюскин», названный в честь русского мореплавателя и исследователя Семена Ивановича Челюскина, был достроен и спущен на воду в марте 1933 года.
2 августа 1933 года «Челюскин» вышел из Мурманска во Владивосток. Он должен был доставить груз – продовольствие, топливо и строительные материалы – на остров Врангеля и пройти по Северному морскому пути за одну навигацию. На борту «Челюскина» был постоянный экипаж судна и пассажиры –112 человек в общей сложности. Судном командовал Владимир Воронин, а всей экспедицией – Отто Шмидт, оба опытные полярники.
Но 23 сентября «Челюскин» попал в ледовую ловушку Чукотского моря. Годом ранее Воронин и Шмидт уже были здесь – ледокольный пароход «Александр Сибиряков» так же, как и «Челюскин», был затерт льдами и даже потерял часть гребного вала с винтом, однако смог выйти к открытой воде. «Челюскин» же следующие пять месяцев дрейфовал, а 13 февраля 1934 года потонул, раздавленный льдами.
104 человека остались ждать спасения на льду: 1 человек – завхоз судна Борис Могилевич – погиб, 8 покинули судно ранее, возле одного из островов Чукотского моря. Было и прибавление: за время экспедиции в семье одного из членов экипажа родился ребенок.
Команда «Челюскина» заранее готовилась к гибели судна: Отто Шмидт распорядился выгрузить припасы, необходимые для жизни на льдине. Так что пока в Москве снаряжали спасательную экспедицию, челюскинцы строили лагерь.И 5 марта 1934 года этот лагерь был обнаружен: летчик Анатолий Ляпидевский забрал со льдины 12 человек – всех женщин и детей, участвовавших в дрейфе. С 7 по 13 апреля 1934 года летчики Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнев, Михаил Водопьянов и Иван Доронин совершили больше двадцати вылетов, чтобы забрать оставшихся людей.
Все 104 человека были спасены, и в июне 1934 года их торжественно встретили в Москве. Все взрослые челюскинцы, перезимовавшие на льдине, были награждены орденом Красной Звезды. Летчике же, участвовавшие в их спасении, стали первыми героями Советского Союза.