Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

03.09.2022

Подобно Московскому метрополитену, Канал имени Москвы был задуман как транспортная артерия города и сделал Москву портом сначала трех, а затем – по окончании строительства Волго-Донского канала – и пяти морей (Черного, Белого, Балтийского, Азовского и Каспийского). Оба проекта входили в Генеральный план реконструкции городского хозяйства Москвы, принятый постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 10 июля 1935 года.

Главными целями строительства Канала были водоснабжение и обводнение Москвы-реки. Канал решил и множество других задач: улучшение экологической ситуации в столице, промывку Москвы-реки от сточных вод, осветление и бактериологическое оздоровление воды, увеличение грузовых поставок сырья и пассажирских перевозок, улучшение энергоснабжения Москвы и Московской области.

Канал проектировали лучшие инженеры и архитекторы страны, а строили тысячи заключенных Дмитровского исправительно-трудового лагеря НКВД и вольнонаемных рабочих. Канал имени Москвы должен был воплотить в жизнь советскую мечту о строительстве идеального государства – укротить и подчинить себе необузданную природную стихию, «повернув Волгу вспять», а вместе с этим – переделать природу человека. Идея «перековки» заключенных Дмитлага в добропорядочных граждан Союза реализовывалась через особую «культурную политику» лагерного начальства – организацию стахановского движения, поощрение за ударный труд и наказание за невыполнение нормы, возможность посещения образовательных курсов, а также пропагандистскую культурно-воспитательную работу.

Строительство Канала стало локомотивом для тяжелой промышленности СССР – для него разрабатывали и запускали в производство новые виды строительной техники, находили уникальные транспортные и технические решения. Кроме того, строительство и бытование этого «гидротехнического гиганта» было переосмыслено и отражено в культуре, ориентированной на широкую публику. Так, в 1938 году вышел фильм «Волга-Волга» режиссера Григория Александрова.

С 25 августа по 15 октября открыта совместная выставка Музея морского флота и ФГБУ «Канал имени Москвы», посвященная 85-летию со дня открытия Канала. Выставка проходит на цокольном этаже Северного речного вокзала. Время работы – с 8:00 до 20:00. Вход свободный.

Почтовая открытка с видом Канала имени Москвы. Фотограф Г. Зельма. Из собрания Музея морского флота

Почтовая открытка с видом Канала имени Москвы. Фотограф Ф. Кислова. Из собрания Музея морского флота

Почтовая открытка с видом Канала имени Москвы. Фотограф Болдырев. Из собрания Музея морского флота

Новости

Все новости музея