28.06.2024
90 лет назад – 28 июня 1934 года – ледорез «Ф. Литке» вышел из порта Владивостока. Так началось первое сквозное плавание по Северному морскому пути с востока на запад за одну навигацию.
Прочный корпус и мощные паровые машины позволяли ледорезу работать в подвижных льдах замерзающих бассейнов. Практически полвека «Ф. Литке» работал в полярных широтах. За это время несколько раз менял название, цвета покраски, ремонтировался.
Так, Капитан Мурманского морского пароходства Л.С. Селиверстов в книге «Из Поморья – в океан: записки моряка» (2005) приводит разговор Ю.К. Хлебникова и А.К. Бурке, в 1930-е годы командовавших ледорезом «Ф. Литке» и пароходом «Русанов» соответственно.
«– Снял бы ты, Юра, этот свой бушприт. Не кливера же над ним поднимать. Юрий Константинович резко вздергивается:
– Нет, зачем же? Пусть стоит…для куража! Да и морякам нравится, говорят: бушприт наш, как бабочка у артиста, – красовито!».
Сам же Селиверстов служил на «Ф. Литке» в последние рабочие годы судна:
«Вот на этот славный, исторический корабль я и получил назначение [13 ноября 1953 года]. Ледорез несколько дней назад возвратился из Арктики после зимовки в море Лаптевых, а затем очередной арктической навигации. Судно имело довольно потрепанный вид: борта потерты до металла, повсюду заметны вмятины – следы от сжатий полярными льдами. Надстройки тоже изрядно обшарпаны, на спасательных шлюпках краска почти полностью облупилась. И немудрено – выдержать сорокоградусные морозы, штормовые ветры, ледяные метели во время восьмимесячной зимовки в Арктике – дело нелегкое. <…>
Наш краснознаменный «Ф.Литке», по крайней мере на наш взгляд, был самый красивый, быстроходный, естественно, самый ухоженный и вообще самый! Иных мнений у всех моряков, от боцмана до работников камбуза и уборщиков, не было.»
Иллюстрации: кадры из киносюжета о ледорезе «Ф.Литке» (1934, оператор В. Гласс)