01.08.2022
В 1931 году Совет Народных Комиссаров СССР принял решение о строительстве канала Москва-Волга. В этом же году был образован Наркомат водного транспорта СССР и создано Московско-Окское бассейновое управление.
Учитывая сложное положение с руководящими и техническими кадрами в Московско-Окском бассейне, 22 июля 1932 года на заседании секретариата Московского комитета ВКП(б) было принято решение об организации специального техникума. Таким образом, 1 августа 1932 года был образован Московский речной техникум. Первое время занятия со студентами проходили в здании школы фабрично-заводского ученичества «Красный Водник» на улице Большая Ордынка, дом 19.
В октябре 1932 года Наркомвод СССР перевел «Красный Водник» со всем имуществом и оборудованием в Московский порт. А с ноября 1934 года Московский речной техникум полностью занял здание на Большой Ордынке.
В период Великой Отечественной Войны Московский речной техникум продолжал работать и выпускать студентов. Из стен здания на Большой Ордынке вышло четыре будущих Героя Советского Союза. А в конце 40-х годов на базе техникума был образован Всесоюзный заочный техникум речного транспорта (ВЗТРТ). Созданные в 30-х годах вечернее и заочные отделения техникума, в 50-х годах стали заочным факультетом Ленинградского института водного транспорта.
В 1966 году заочный факультет Ленинградского института водного транспорта превратился в Московский филиал Ленинградского института водного транспорта и располагался все там же – на Большой Ордынке, дом 19.
Дальнейшее развитие речного транспорта в центральном регионе страны поставило вопрос о необходимости более массовой подготовки кадров. Поэтому в 1977 году вводится в строй новый комплекс зданий в Нагатино (ул. Судостроительная, 46) с отдельно стоящим лабораторным корпусом, где были предусмотрены бассейны для радиоуправляемых моделей и для курсантов. С этого момента Московский речной техникум начал набор на очную форму обучения судоводителей, судомехаников и судовых электромехаников-радистов. В 1983 году по соседству с техникумом расположилось Московское речное училище (Среднее профессионально-техническое училище № 202).
В конце 70-х Московско-Окский бассейн остров нуждался в инженерах-эксплуатационниках, управленцах и других специалистах отрасли и на базе Московского филиала Ленинградского института водного транспорта был создан Московский институт инженеров водного транспорта. Инициатором создания отдельного института в Москве был профессор Николай Петрович. Гаранин, ставший его первым ректором. Вновь созданный институт разместили в перепланированном здании бывшего общежития по адресу ул. Речников, д.16.
В 1989 году на базе Московского института инженеров водного транспорта, Московского речного техникума и Московского речного училища был создан Московский институт водного транспорта. Основной идеей учебного комплекса являлось непрерывное трехуровневое профессиональное образование. В 1993 году Московский институт водного транспорта был переименован в Московскую государственную академию водного транспорта.
В начале 2000-х академия получила новое здание, расположенное на набережной Москвы реки. Она обзавелась Уфимским, Великоустюгским и Рыбинским филиалами, образованными на базе бывших речных училищ. В 2016 г. академия была присоединена к Государственному университету морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. А 23 января 2017 г. была образована Московская государственная академия водного транспорта – филиал Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова.
В 2019-2020 гг. на базе Московской государственной академии водного транспорта была создана Академия водного транспорта Российского университета транспорта, а сама Московская государственная академия водного транспорта была ликвидирована.