Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

02.08.2023

2 августа 1933 года был завершилось строительство Беломорско-Балтийский канал. Этот монументальный инженерный проект был построен в рекордно короткие сроки – с 1931 по 1933 год. Беломорканал соединил Белое море с Онежским озером и открыл выход в Балтийское море и к Волго-Балтийскому водному пути, таким образом объединяя водные пути северо-западной, а затем и центральной частей СССР с судоходными реками бассейна Белого моря.

Строительство Беломорканала считается одним из самых значительных достижений первой пятилетки. Всего за 1 год и 9 месяцев были построены более 100 сложных инженерных конструкций, проложено 2,5 тысячи километров железнодорожных путей. Общая протяженность канала – 227 километров, он имеет 19 шлюзов. Кроме того, стоит учесть, что его строительство совершалось без современной техники и без поставок материалов из других регионов страны. При постройке канала использовались главным образом местные строительные материалы, в которых не было дефицита: дерево, камень, грунт и торф.

Открытие канала сопровождалось широкой информационной кампанией: газеты публиковали тематические статьи, пропагандистские карикатуры и портреты работников. Строительство канала велось силами заключенных Белбалтлага. С точки зрения советского правительства, опыт строительства канала был «первым в мире опытом перековки трудом самых закоренелых преступников рецидивистов и политических врагов».

Для освещения строительства Беломорско-Балтийский канала 17 августа 1933 года его посетила группа из 120 писателей и художников, в том числе Алексей Толстой, Михаил Зощенко, Всеволод Иванов, Виктор Шкловский, Ильф и Петров и Валентин Катаев. Многие из них приняли участие в публикации 600-страничной книги «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина», которая была издана в 1934 году под редакцией Максима Горького и др. Этот сборник рассказывает о политическом значении Беломорканала, описывает опыт его строителей и передает личные истории заключенных.

Из главы «Товарищи», авторы Абербах, Буданцев и др.:

Социалистическое соревнование и ударничество превратили дни пятилетки в героический субботник. И даже труд заклю­ченных в социалистической стране стал трудом осмысленным, разрешающим государственной важности задачи, открывающим перспективы жизни по-новому, возвращающим или впервые включающим лагерников в ряды граждан социалистических со­ветских республик.

Из главы «Имени Сталина», авторы Иванов, Шкловский и др.:

Беломорско-балтийский канал – это начало стройной сис­темы социалистического освоения края. <...> В краю «непуганых Птиц», издревле напуганных лесных мужиков, на родине Калевалы, возникнут города, заводы, селения, в глубине лесов лягут шоссейные дороги, зашумят хлеба и кормовые травы на осушенных болотах, коричнево-ледяные воды рек устремятся в улитки турбин, суровая ночь полярного круга озарится огнями Дома культуры, театры, клубы станут на месте зимовищ, где еще вчера человек спал на еловых сучьях у погасающего костра и Хозяин (или Он, как его здесь зовут, – медведь) проходил осторожно нюхать человечий дымный запах.

Фотографии из собрания Государственного центрального музея современной истории России.

Строительство Беломорканала, 1931-33 гг. Из собрания Государственного центрального музея современной истории России

Строительство Беломорканала, 1931-33 гг. Из собрания Государственного центрального музея современной истории России

Строительство Беломорканала, 1931-33 гг. Из собрания Государственного центрального музея современной истории России

Строительство Беломорканала, 1931-33 гг. Из собрания Государственного центрального музея современной истории России

Строительство Беломорканала, 1931-33 гг. Из собрания Государственного центрального музея современной истории России

Строительство Беломорканала, 1931-33 гг. Из собрания Государственного центрального музея современной истории России

Новости

Все новости музея