Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

12.07.2023

25 мая 1928 года дирижабль «Италия», на котором экспедиция генерала Умберто Нобиле предприняла полет к Северному полюсу, потерпел крушение. За два года до трагедии Умберто Нобиле уже летал к Северному полюсу в составе экспедиции норвежского полярного исследователя Руаля Амундсена. Тогда он командовал полетом дирижабля «Норвегия», теперь же хотел возглавлять саму экспедицию.

По пути к Северному полюсу «Италия» не раз сталкивалась с плохой погодой. 15 апреля дирижабль вылетел из Милана (Италия), но уже на следующий день встал на ремонт в Штольпе (Германия). Полеты к Северному полюсу экспедиция совершала с Конгс-фьорда – фьорда у острова Западный Шпицберген (Норвегия). Двум полетам вновь помешала непогода, но с третьей попытки – ночью 23-24 мая – экспедиция наконец-то пролетела над Северным полюсом, сбросила на льды крест и итальянский флаг, а потом повернула назад.

А утром 25 мая обледеневший и потрепанный сильным ветром дирижабль рухнул на лед. Во время крушения один человек погиб, а шестеро пропали без вести – их унесло вместе с дирижаблем. Тем, кто остался в живых – среди них был и сам Нобиле – предстояло определить и передать свои координаты, собрать остатки снаряжения и выживать на льду в импровизированном лагере. В палатке, которая была выкрашена в красный, хорошо заметный на фоне снегов цвет.

Для спасения Умберто Нобиле и его команды в разных странах было организовано несколько экспедиций. СССР отправил два ледокола. Вышедший из Архангельска 12 июня, ледокол «Малыгин» через восемь дней оказался зажат льдами в Баренцевом море и выбыл из операции. А вот «Красин», вышедший из Ленинграда 16 июня, 21 июля добрался до Бергена (Норвегия) и отправился в сторону Шпицбергена.

«Красин» на тот момент был самым мощным ледоколом в мире. Командовали им капитан Карл Эгги и полярный исследователь Рудольф Самойлович, ледовой разведкой занимался летчик Борис Чухновский. К тому моменту, как «Красин» пришел на помощь, итальянцы разделились на две группы, и первый лагерь был обнаружен именно с самолета. 12 июля «Красин» поднял на борт двоих выживших из первого лагеря и отправился к основному, где спас еще пятерых. На обратном пути тоже не обошлось без подвигов: «Красин» помог ледоколу «Малыгин», который застрял во льдах, и немецкому туристическому пароходу «Монте-Сервантес», который получил пробоину от айсберга.

В сентябре «Красин» продолжил поиски итальянцев – тех, кого унесло вместе с дирижаблем. Ледокол отправился к западной части архипелага Земля Франца-Иосифа, однако никого не обнаружил и повернул назад.

Ледокол «Красин» во льдах. Из собрания Музея морского флота

Ледокол «Красин» во льдах. Из собрания Музея морского флота

Дирижабль «Италия». Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Bundesarchiv_Bild_102-05736,_Stolp,_Landung_des_Nordpol-Luftschiffes_%22Italia%22.jpg

Генерал Умберто Нобиле – начальник экспедиции «Италия» с любимой собачкой Титиной. Из собрания Музея мирового океана

Члены экипажа л/к «Красин» и экспедиции У. Нобиле у «красной палатки» 12 июля 1928, 21 ч. 50 м. Из собрания Музея мирового океана

Постер фильма «Красная палатка» (1969)

Новости

Все новости музея