Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

01.02.2023

Эдуард Иосифович Купри родился 1 февраля 1928 года в деревне Карсаково (сейчас – Струго-Красненский район Псковской области). Эстонец по происхождению.

В 1948 году Купри окончил Архангельское мореходное училище, получив квалификацию техника-судоводителя и штурмана дальнего плавания. Несколько лет он работал четвёртым, третьим, вторым помощником капитана на различных судах, а в 1954 году был назначен старшим помощником капитана ледореза «Федор Литке», в 1956 году – дизель-электрохода «Днепрогэс», в 1959 году – дизель-электрохода «Лена».

В 1963 году Купри окончил Ленинградское высшее инженерно-морское училище имени С.О. Макарова и был назначен капитаном теплохода «Якан», затем поочередно капитаном дизель-электрохода «Индигирка» и теплохода «Сыктывкар». А в 1965 году под его командование отдали дизель-электроход «Обь». На нем Купри неоднократно совершал рейсы в Антарктиду, принимал участие в основании полярной станции «Мирный».

С 1971 по 1978 год Купри командовал теплоходом «Павлик Ларишкин», доставлявшим на полярные станции необходимые грузы, затем – с 1978 по 1988 год – новейшим крупнотоннажным балкером-контейнеровозом «Петр Великий». На стыке навигаций 1973-1974 годов Купри в сложных метеорологических и ледовых условиях выиграл традиционную гонку судов и первым 2 января 1974 года пробился в порт Монреаля, за что был удостоен престижной международной капитанской награды – приза «Золотая трость».

Владимир Маркович Санин, советский писатель и путешественник, в книге «Новичок в Антарктиде» (1973) писал о Купри так: «Каждый, кто плавал на «Оби», знает: дверь каюты капитана почти всегда открыта! Ни на одном корабле я этого не видел, а на «Оби» – каждый день. Дверь открыта, за столом сидит Купри, углубившись в бумаги, и вы можете либо просто, не заходя, поздороваться с ним, либо зайти и пожать ему руку. Казалось бы, что в этом особенного, а впечатление производит большое. Ведь капитан на корабле – высшая инстанция, человек, наделённый абсолютной властью! И каждого входящего капитан примет, с каждым поговорит. Высоко ценят на «Оби» этот традиционный демократизм капитана. И не только его: распахнуты двери кают первого и старшего помощников, смело входи, если у тебя есть дело. И с тобой, кто бы ты ни был, матрос второго класса или доктор наук, поговорят весело и доброжелательно».

В 1988 году Купри вышел на пенсию. Его трудовые подвиги были отмечены орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд», нагрудным знаком «За безаварийную работу в течение 15 лет». Еще в 1964 году ему было присвоено звание «Почетный полярник».

Умер Купри 23 марта 2013 года в возрасте 86 лет. Похоронен в Петербурге.

Дизель-электроход «Днепрогэс». Из архива ЦБНТИ ММФ. Собрание Музея морского флота

Дизель-электроход «Лена». Из архива ЦБНТИ ММФ. Собрание Музея морского флота

Дизель-электроход «Индигирка». Из архива ЦБНТИ ММФ. Собрание Музея морского флота

Дизель-электроход «Обь». Из архива ЦБНТИ ММФ. Собрание Музея морского флота

Теплоход «Павлик Ларишкин». Из архива ЦБНТИ ММФ. Собрание Музея морского флота

Балкер-контейнеровоз «Петр Великий». Из архива ЦБНТИ ММФ. Собрание Музея морского флота

Новости

Все новости музея