Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

22.06.2022

В здании Федерального бюджетного учреждения «Музей морского флота» 21 мая 2022 года состоялась торжественная передача Музею модели нового ледокола «Сибирь». Модель передал заместитель генерального директора по развитию – руководитель представительства Федерального государственного унитарного предприятия «Атомфлот» в Москве Станислав Головинский. Передача осуществлена в присутствии работников Музея и представителей ФГУП «Атомфлота».

«Сибирь» – первый серийный атомный ледокол проекта 22220 (тип «Арктика»). Это универсальный двухосадочный атомный ледокол, способный работать как на океанской глубине, так и на речном мелководье. Ледоколы этого типа предназначены для плаваний по Северному морскому пути и экспедиций в Арктику. Вслед за «Сибирью» ведется постройка ледоколов «Урал», «Якутия», «Чукотка». Они будут трудиться вместе с действующими атомными ледоколами – «50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр», «Вайгач».

Станислав Головинский рассказал о технических особенностях «Сибири»: ледокол способен ломать лед толщиной до трех метров, многие процессы на судне автоматизированы, поэтому численность экипажа составляет всего 54 человека. Для сравнения: на ледоколе «50 лет Победы» численность экипажа составляет 138 человек. Как и другие современные ледоколы, «Сибирь» способна находиться в автономном плавании в течение года. 25 января 2022 года на «Сибири» подняли российский флаг, и сейчас ледокол выполняет рабочие задачи.

Ледокол построен на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Он назван в честь советского атомного ледокола «Сибирь», построенного на этом же заводе. В 1977 году советская «Сибирь» была принята в эксплуатацию, а в 1978 году стала одним из двух ледоколов, сопровождавших суда в первой круглогодичной навигации на линии Мурманск – Дудинка.

В коллекции Музея представлены модели легендарных советских ледоколов и судов ледового класса – ледокол «Анастас Микоян», атомный ледокол «Арктика», дизель-электроход «Обь» и другие. Из моделей современного ледокольного флота России представлены: атомный ледокол «50 лет Победы», дизель-электрический ледокол «Виктор Черномырдин». Модель ледокола «Сибирь» возглавит выставку о современном флоте России. Планируется также, что модель станет одним из центральных экспонатов на выставке о Северном морском пути, которую Музей представит на Транспортной неделе осенью 2022 года.

С учетом последних поступлений в собрание Музея, в частности, моделей железнодорожно-автомобильного парома «Маршал Рокоссовский», ледокольного судна обеспечения добывающих платформ «Евгений Примаков», танкера «Проспект Менделеева», работники Музея дополнили и актуализировали пояснительный текст выставки «Современный флот России». Ниже приведен указанный текст:

«Выставка рассказывает о новейших достижениях российского гражданского флота. Здесь вы увидите и технические, и транспортные суда. Технические или служебно-вспомогательные суда представлены моделями ледоколов, спасательных, дноуглубительных и других судов. Их задача – обслуживать грузовые и пассажирские суда, поддерживать в хорошем состоянии судоходные пути. С 2004 года было введено в строй более 80 морских судов: ледоколы, аварийно-спасательные, водолазные, земснаряды. В рамках программы по обновлению технического речного флота построено более 70 судов различного назначения.

Россия обладает крупнейшим в мире ледокольным флотом и крупнотоннажными судами арктических ледовых классов – более 150 судов. Это количество превосходит совокупный арктический флот Швеции, Финляндии, Канады и Норвегии. Такой флот нужен для круглогодичной навигации в Арктике. Объем грузоперевозок в акватории Северного морского пути в 2021 году составил около 35 млн. тонн – это почти в 5 раз превышает максимальный грузопоток по СМП, достигнутый в советское время.

В 2020 году введен в эксплуатацию крупнейший в мире на сегодняшний день атомный ледокол «Арктика», головной ледокол проекта 22220 мощностью 60 мегаватт. В 2022 году принят в эксплуатацию первый в серии этого проекта атомный ледокол «Сибирь». Сегодня они трудятся вместе с атомными ледоколами «50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр», «Вайгач», лихтеровозом «Севморпуть». На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге строятся еще три универсальных 60-мегаваттных атомных ледокола: «Урал», «Чукотка» и «Якутия». На судостроительном комплексе «Звезда» начато строительство ледокола проекта 10510 «Лидер» мощностью 120 МВт и максимальной ледопроходимостью 4,3 метра. Головной атомный ледокол этого проекта носит имя «Россия», его спуск на воду запланирован на 2027 год. К 2035 году Атомфлот планирует построить три ледокола данного проекта.

ФГУП «Росморпорт» – одно из ведущих предприятий портовой отрасли, созданное в целях совершенствования системы государственного управления в морских портах России. Он эксплуатирует более 265 судов: ледоколы, буксиры, лоцманские, лоцмейстерские, дноуглубительные, парусные и другие, причем за последние 15 лет флот увеличился почти вдвое – на 96 судов. Среди современных ледоколов Росморпорта, способных преодолевать льды толщиной 1,5 м, ледоколы «Москва» (2008 г.), «Санкт-Петербург» (2009 г.), «Владивосток» и «Мурманск» (2015 г.), «Новороссийск» (2016 г.). К этой пятерке в 2020 г. присоединился универсальный дизель­электрический ледокол нового поколения «Виктор Черномырдин» (25 МВт), способный преодолевать толщину льда до трех метров. Это самый большой и мощный неатомный ледокол в мире, способный проводить научно-исследовательские экспедиции в экстремальных условиях Арктики.

В 2021 году построен первый инновационный автомобильно-железнодорожный паром «Маршал Рокоссовский» для паромной линии между морскими портами Санкт-Петербург (Усть-Луга) – Калининград (Балтийск). Он оборудован двухтопливными двигателями и использует в качестве топлива сжиженный природный газ и дизельное топливо с низким содержанием серы. Паром отвечает самым высоким современным экологическим нормам и стандартам. Следующий паром этого типа – «Генерал Черняховский». До 2030 года Росморпорт планирует построить еще 30 судов различного назначения.

ФГБУ «Морспасслужба» – крупнейшая в мире профес­сиональная аварийно-спасательная организация с аттестацией поисково­спасательных работ и работ по ликвидации аварийных разливов нефти на континентальном шельфе, во внутренних морских водах. Ежедневно на дежурство заступают более 40 судов и 600 спасателей, а всего в составе Морспасслужбы работают более 300 единиц специали­зированных судов.

Аварийно-спасательный флот учреждения регулярно пополняется новыми судами. В 2013-2015 годах были приняты в эксплуатацию четыре многофункциональных аварийно-спасательных судна (далее – мфасс) проекта MPSV07 мощностью 4 МВт – «Спасатель Карев», «Спасатель Кавдейкин», «Спасатель Заборщиков» и «Спасатель Демидов». Мфасс ледокол «Балтика» 2014 года мощностью 9 МВт был признан «судном года» Международной Морской Организацией. В 2015-2021 годах вступили в строй два мфасс проекта MPSV06 мощностью 7 МВт (ледоколы «Берингов пролив» и «Мурман») и четыре мфасс проекта MPSV12 мощностью 2,5–3 МВт («Бахтемир», «Калас», «Бейсуг» и «Пильтун»).

Также в 2019 году Морспасслужба приобрела и ввела под российский флаг единственное в своем роде в стране многофункцио­нальное судно «Артемис Оффшор», оснащенное грузовым краном грузоподъемностью 100 тонн, с системой активной компен­сации качки, водолазной шахтой 9 х 9 м и вертолетной площадкой. Это судно можно за­действовать для многих задач: от аварийно-спасательных работ до комплексного обслуживания и снабжения морских буровых платформ. Оно также позволяет выполнять работы по строительству буровых платформ в море. В ближайшие годы ФГБУ «Морспасслужба» в рамках реализации государственных программ планирует принять в эксплуатацию 21 специализированное судно различного назначения, в том числе 17 судов для работы на Северном морском пути.

Транспортные суда на выставке представлены моделями грузопассажирского парома «Петропавловск» и «зеленого» танкера «Проспект Менделеева», принадлежащего ПАО «Совкомфлот». ПАО «Совкомфлот» – крупнейшая российская судоходная компания и одна из ведущих мировых компаний по морской транспортировке углеводородов, а также обслуживанию шельфовой разведки и добычи нефти и газа. В ее распоряжении находится флот из 134 судов: 108 танкеров, 14 газовозов и 12 специализированных судов.

«Проспект Гагарина», «Проспект Ломоносова» и «Проспект Менделеева» – первые в мире танкеры типоразмера «Афрамакс» на газомоторном топливе. В 2019 году головной танкер серии стал обладателем международной отраслевой премии 2019 Marine Propulsion Awards в номинации «Судно года» и премии Nor-Shipping Next Generation Ship Award 2019. Жюри отраслевой премии Lloyd’s List Global Awards 2018 отметило инициативу «Совкомфлота» по внедрению газомоторного топлива в качестве основного для крупнотоннажных танкеров первым местом в номинации «Защита окружающей среды».

«Кристоф де Маржери» – это первый в мире танкер-газовоз ледового класса Агс7 мощностью 45 МВт, способный самостоятельно преодолевать лед толщиной до 2,1 метра. В 2017 году он успешно завершил свой первый коммерческий рейс по Северному морскому пути из Норвегии в Южную Корею и установил новый рекорд преодоления СМП – 6,5 суток. При этом «Кристоф де Маржери» стал первым в мире торговым судном, которое смогло совершить переход по СМП без ледокольной проводки на всем протяжении этой трассы.

Другое судно Совкомфлота – многофункциональное ледокольное судно обеспечения добывающих платформ «Евгений Примаков» – было признано международным изданием Offshore Support Journal «Вспомогательным судном года». Оно является одним из самых оснащенных в своем классе, дополнено специальным оборудованием для обслуживания водолазов, способно преодолевать лед толщиной до 1,5 метров.

С 2004 года грузооборот российских морских портов растет опережающими темпами. В 2021 году этот показатель составил 835,2 млн тонн – в два раза больше, чем объем перевалки грузов всеми морскими портами СССР в 1990 году. Суммарный флот судоходных компаний России, зарегистрированный под флагом России, – 1176 судов общим дедвейтом 7,7 млн тонн. Флот судоходных компаний России, зарегистрированный под иностранным флагом, — 247 судов общим дедвейтом 14,7 млн тонн.

Эффективное содержание внутренних водных путей невозможно без современного технического флота. В настоящее время Администрации бассейнов внутренних водных путей эксплуатируют 1820 единиц технического флота. В 2022-2024 годах будет введено еще 46 судов различного назначения.

В России разработана Концепция развития круизного туризма. Ее основная цель – увеличение к 2035 году пассажиропотока по круизным маршрутам в 2 раза по сравнению с уровнем 2018 года. Уже принято в эксплуатацию круизное судно смешанного «река-море» плавания – «Мустай Карим», признанное Британским королевским обществом RINA одним из лучших судов 2020 года. Готовится к приему гостей новейший круизный лайнер «Петр Великий».

ЦКБ имени Р. Е. Алексеева продолжает проектирование и выпуск пассажирских судов на подводных крыльях. Речное пассажирское судно типа «Валдай 45Р» выпускается с 2017 года, и на сегодняшний день 14 таких судов введены в эксплуатацию, в том числе – в северных широтах. Летом 2018 года первые туристы побывали на борту первого судна на подводных крыльях «Комета» нового типа. На подходе морское двухпалубное судно «Циклон 250М», предназначенное для перевозки 300 пассажиров на расстояние до 700 морских миль.

Проектированием судов в России занимается 40 конструкторских бюро и 15 исследовательских организаций, а строительство осуществляется на 200 предприятиях различного назначения. В 2021 году было спущено на воду научно-исследовательское судно «Пионер-М», на котором впервые в стране будут внедрены технологии автономного судовождения.»

Новости

Все новости музея