Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

12.04.2022

Летом 1806 года корабли первой русской кругосветной экспедиции вернулись в Кронштадт. Первым среди них был шлюп «Нева», капитаном которого был Юрий Федорович Лисянский. Он на две недели опередил шлюп «Надежда» под командованием Ивана Федоровича Крузенштерна, возглавлявшего экспедицию.

Юрий Лисянский, ставший первым российским кругосветным мореплавателем, родился 1 (12) апреля 1773 года. Он поступил в Морской кадетский корпус и, окончив его досрочно, служил на фрегате «Подражислав» Балтийского флота. Уже в 1788 году Лисянский принимал участие в Голландском сражении во время русско-шведской войны 1788–1790 гг.

В июле 1799 года была основана Российско-американская компания – торговое объединение, созданное для освоения территории Русской Америки, Курил и других островов, для снабжения и защиты русских поселений на Аляске. Под ее началом началась подготовка первой русской кругосветной экспедиции. К тому моменту Лисянский уже был капитаном-лейтенантом, имел несколько наград и командовал фрегатом «Автроил». Именно его командировали в Англию – в этой стране он провел четыре года на стажировке – для закупки двух шлюпов и снаряжения для первого кругосветного плавания.

Шлюпы «Надежда» и «Нева» вышли из Кронштадта 7 августа (26 июля) 1803 года, а 14 ноября – впервые в истории российского флота – пересекли экватор. Во время экспедиции суда часто действовали самостоятельно, особенно к этому стремился Лисянский. Больше года «Нева» находилась возле берегов Северной Америки. Моряки помогли жителям Русской Америки отстоять поселения от нападения индейских племен, участвовали в строительстве крепости Ново-Архангельск (сейчас – город Ситка), вели научные наблюдения и гидрографические работы.

В августе 1805 года Лисянский вышел на «Неве» с грузом пушнины в Китай. Именно там «Нева» вновь соединилась с «Надеждой». Однако выходя из порта Макао, суда потеряли друг друга в тумане. Следуя самостоятельно, Лисянский впервые в истории мирового мореплавания провел судно без заходов в порты и стоянки от берегов Китая до английского Портсмута.

На всем протяжении плавания Ю.Ф. Лисянский делал астрономические наблюдения, определял долготы и широты, устанавливал координаты гаваней и островов, где «Нева» имела стоянки, перепроверил карты Гаспарского и Зондского проливов, уточнил очертания Кадьяка и других островов, прилегающих к северо-западному побережью Аляски.

После возвращения из экспедиции Лисянский командовал линейными кораблями «Зачатие Святой Анны» и «Эмгейтен», принимал участие в боевых действиях против флотов Англии и Швеции. В 1809 году он ушел в отставку в чине капитана I ранга, а тремя годами позже опубликовал свои путевые записи.

Умер Лисянский 22 февраля (6 марта) 1837 года и был похоронен в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга. Его именем названы залив, полуостров, пролив, река и мыс на побережье Северной Америки в районе архипелага Александра, один из островов Гавайского архипелага, подводная года в Охотском море, а также полуостров на Северном побережье Охотского моря.

Карточка из архива ЦБНТИ МРФ с изображением ледокола «Юрий Лисянский»

Новости

Все новости музея