06.08.2015
С легендарным ледорезом «Федор Литке» связаны наиболее выдающиеся страницы в истории освоения российского Севера – открытие и начало эксплуатации Северного морского пути. Он стал не только кратчайшим водным путем между Европейской Россией и Дальним Востоком, но и уникальным трансконтинентальным маршрутом, представляющим значительный интерес для морских держав.
28 июня 1934 года из Владивостокского порта в новый арктический поход вышел ледорез «Федор Литке», который должен был совершить первое сквозное плавание по Северному морскому пути в одну навигацию. Начальником этой знаменательной экспедиции был капитан Н.М. Николаев, научную часть возглавлял профессор В.Ю. Визе.
С конца июня до начала августа «Федор Литке» преодолевал ледовые барьеры и благополучно продвигался на запад по Северному морскому пути, делая стоянки для производств различных научных работ по изучению льда и моря. Судно бросило якорь в самом северном порту мира – в бухте Тикси – 6 августа, в 9 часов утра. Взяв здесь уголь, «Федор Литке» двинулся дальше, преодолевая тяжелые льды.
Первое сквозное плавание по этому маршруту успешно завершилось 20 сентября в Мурманске. Так ледорез «Федор Литке» на своем примере доказал возможность прохода в одну навигацию Великого Северного морского пути, показав методику продвижения в сложных условиях Крайнего Севера. В 1935 году по тому же пути с востока на запад прошли пароходы «Искра» и «Ванцетти», а с запада на восток «Анадырь» и «Сталинград».
Видео «Освоение Северного морского пути. Ледорез «Литке» уходит из Владивостока в Мурманск»