24.08.2015
25 августа 1956 года на стапелях Адмиралтейского завода в Ленинграде был заложен первый в мировом судостроении атомный ледокол «Ленин». 12 сентября 1959 года ледокол вышел на ходовые испытания, а 3 декабря 1959 года судно было сдано Министерству морского флота СССР.
Идея создания атомной установки для кораблей, возникшая у академика И.В. Курчатова в 1952 году по использованию атомной энергии не в военных, а в мирных целях, была осуществлена.
Применение новых технических решений позволило значительно сэкономить топливо. Если ранее мощный ледокол сжигал за час до 3 тонн дизельного топлива, то атомный – 45 грамм ядерного горючего. Мощность энергетической установки позволяла преодолевать льды толщиной до 2,5 метров с июня по октябрь.
Ледокол обладал хорошей ледопроходимостью. Только за первые шесть лет эксплуатации в северных широтах он прошел свыше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провел более 400 судов. За все время эксплуатации прошел 654 тысяч миль, из них во льдах 563,6 тысяч миль.
Ледокол «Ленин» проработал тридцать лет в Арктике, в
1989 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас на судне действует Арктический выставочный центр «Атомный ледокол «Ленин».