17.12.2015
17 декабря 1932 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР было образовано Главное управления Северного морского пути, перед которым была поставлена задача: «Проложить окончательно морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути».
Выход постановления стал возможен после оценки результатов исторического рейса ледокольного парохода «А. Сибиряков» (капитан В.И. Воронин), который в 1932 году впервые в мире за одну навигацию прошел по Северному морскому пути с запада на восток, доказав важность дальнейшего освоения северного морского маршрута. Экспедиция проходила под руководством известного в стране и за рубежом ученого, академика Отто Юльевича Шмидта, который стал первым руководителем Управления. За первый в истории арктического мореплавания сквозной рейс по Северному морскому пути ледокольный пароход был награжден высшей правительственной наградой того периода – Орденом Ленина.
В состав Управления вошли 16 метео- и радиостанций, 35 организаций различных ведомств, Всесоюзный Арктический НИИ, ледокольные суда, которые обеспечивали выполнение поставленных задач.
Следующий сквозной проход был осуществлен в 1934 году ледорезом «Ф. Литке», который, выйдя из порта Владивосток, впервые в мире за одну навигацию прошел Северным морским путем уже с востока на запад. Освоение и изучение нашей страной арктических просторов продолжились.