Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

15.07.2022

К началу 1930-х годов из-за роста населения в Москве стало не хватать питьевой и технической воды. Пропускная способность Рублевского водопровода не удовлетворяла потребности столицы в воде, поэтому на июньском пленуме 1931 года ЦК ВКП(б) предложил использовать ресурсы Волги, протекающей в 120 километрах к северу от столицы.

Строительство канала «Москва-Волга» было поручено Наркомводу СССР. 10 октября 1931 года Совнароком СССР принял «Положение о государственном строительстве по сооружению канала Москва-Волга и Московского порта «Москаналстрой». Таким образом, Наркомвод отвечал за строительство сооружений, обеспечивающих водоснабжение Москвы, оборудовать Московский порт и создать водный путь, соединяющий реки Москва и Волга.

В феврале 1932 года строящийся Канал был включен в число «ударных объектов» по постановлению Совета труда и обороны при Совнаркоме СССР. При этом на создание канала было отведено всего два года. Для строительства по всей стране вербовались рабочие, широко использовался труд заключенных. Единовременное количество заключённых на строительстве канала достигало 196 тысяч человек. Кроме этого было разрешено использовать на строительстве рабочих, техперсонал и оборудование, освобождавшихся от работ на Беломорско-Балтийском канале. Начальником строительства был назначен бывший начальник Беломорстроя ОГПУ Лазарь Иосифович Коган.

4 июня 1934 года 7-й и 8-й шлюзы, расположенные на территории села Тушино, и Химкинскую плотину посетили Иосиф Виссарионович Сталин, Лазарь Моисеевич Каганович, Валериан Владимирович Куйбышев и Климент Ефремович Ворошилов. В сентябре 1934 года были завершены работы на 1-м опытном километре канала между Дмитровом и Яхромой. Дальнейшие работы на канале велись с опережением графика.

Общая длина канала составила 128 км. В водораздельный участок вода из Волги поднималась (и поднимается сейчас) по ступеням, что делает Канал не самотечным, а «энергетическим». 17 апреля 1937 года водой была заполнены вся трасса Москва-Волга, а 15 июля того же года состоялось его торжественное открытие, ставшее событием всесоюзного масштаба. 10 лет – спустя в связи с 800-летием Москвы – Канал был переименован в честь столицы.

Сегодня Канал имени Москвы по-прежнему снабжает Москву водой, служит для обводнения реки Москвы, обеспечивает подачу электроэнергии на многие предприятия Московской области, а также создает кратчайшую воднотранспортную связь Москвы с Верхней Волгой. Именно благодаря ему Москва стала «портом пяти морей» – Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Черного.

С 25 августа по 15 октября Музей морского флота представит выставку, посвященную 85-летию Канала имени Москвы. На выставке, которая пройдет в здании Северного речного вокзала, москвичи и гости столицы увидят подлинные предметы из истории Канала и проследят за тем, какое отражение Канал нашел в искусстве. Вход на выставку бесплатный.

Почтовая открытка с видом Канала имени Москвы. Фотограф Г. Зельма. Из собрания Музея морского флота

Почтовая открытка с видом Канала имени Москвы. Фотограф Ф. Кислова. Из собрания Музея морского флота

Почтовая открытка с видом Канала имени Москвы. Фотограф М. Печиенко. Из собрания Музея морского флота

Почтовая открытка с видом Канала имени Москвы. Фотограф Г. Зельма. Из собрания Музея морского флота

Почтовая открытка с видом Канала имени Москвы. Фотограф Г. Зельма. Из собрания Музея морского флота

Почтовая открытка с видом Канала имени Москвы. Фотограф Болдырев. Из собрания Музея морского флота

Новости

Все новости музея