Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

22.03.2017

23 марта 1781 года в Холмогорах была создана первая мореходная школа для торгового флота России. При этом школа не являлась самостоятельным профессиональным учебным заведением, а представляла всего лишь отдельный класс в общеобразовательном народном училище.

В 1786 году школу перевели в Архангельск. Недостаточное внимание к уровню образования будущих морских специалистов, слабый преподавательский состав постепенно свели на нет изначально прекрасную идею. Первый опыт оказался не слишком удачным. В результате подготовка специалистов для торгового флота постепенно сошла на «нет» и в 1804 году прекратилась вовсе. Ежегодное направление одного-двух человек в учебные заведения Санкт-Петербурга также не решало проблемы, вследствие чего торговый флот продолжал зависеть от иностранных капитанов и штурманов. Учитывая, что к середине XIX века все четче стали проявляться тенденции перехода поморов от промыслового мореплавания, требовавшего современных навигационных знаний, дальнейшее затягивание решения кадровой проблемы грозило большими экономическими потерями.

Вопросом организации специализированного морского училища занялись министр финансов Е.Ф. Канкрин и адмирал И.Ф. Крузенштерн, которые проанализировали первый опыт организации мореходной школы и сделали соответствующие выводы.

В феврале 1842 года в Архангельске и Кеми были открыты шкиперские курсы, позднее штурманские и мореходные классы появились в Сумском Посаде, Патракеевке, Онеге, Кушереке. В программу, разбитую на два курса, по 2–3 года каждый (учитывалась специфика навигационных и промысловых сезонов поморов) входили: арифметика, геометрия, плоская и сферическая тригонометрия, география, навигация, мореходная астрономия, лоция, черчение, русский язык, норвежский язык, немецкий (или английский) язык, такелажное дело, торговый устав, закон божий, морская практика. Программы обновлялись в соответствии с требованиями времени, в 1876 году были введены: корабельная архитектура, основы судостроения, пароходная механика и еще ряд вспомогательных дисциплин.

Главной задачей курсов, помимо навигационных знаний, было распространение новейших технологий судостроения среди местного населения. Такая дальновидная политика быстро принесла свои плоды. Только за 7 лет (1852–1859) поморами было построено 412 судов. А в целом поморский транспортный флот на Белом море насчитывал в разные годы от 800 до 1200 единиц. Например, только приморское село Патракеевка имело 120 морских торговых судов, Сороцкое – 80.

Выстроенная система подготовки профессиональных кадров для флота была настолько эффективной и качественной, что выпускников беломорских учебных заведений охотно брали на работу в Англию и Голландию. Но самое главное – кадры получил российский торговый флот. В 1861 году из Архангельска в Лондон отправилось первое российское торговое судно, полностью укомплектованное россиянами от матроса до штурмана и шкипера, а в 1877 году впервые в истории все российские суда вышли в море с российскими экипажами.

По материалам исследований действительного члена РГО А. Ружникова

Российские торговые суда конца XVIII – первой половины XIX века. Источник изображения: http://ic.pics.livejournal.com/alex_kopein/51154267/276306/276306_600.jpg

Русские моряки торгового флота. Конец XIX века. Источник изображения: http://rk.karelia.ru/wp-content/uploads/2015/08/Pomore-0.jpg

Новости

Все новости музея