Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

03.04.2017

4 апреля 1704 года на Государевом бастионе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге был зажжен сигнальный огонь, который считается первым русским маяком.

В начале XVIII века маячный огонь разводился обычно на верхней площадке башни, где для этого была устроена специальная решетка в виде большой чашки, из толстых железных прутьев с решетчатым дном. Для освещения маяков в большинстве случаев употреблялись дрова, сухой фашинник и реже «заморский» или «голландский» уголь. Большинство маяков того времени были деревянными, но еще при жизни Петра I было решено заменить их каменными. 

Официальной датой создания маячной службы России считается 8 июня (27 мая) 1807 года, когда император Александр I утвердил «Положение о содержании маяков и штате маячной команды». В положении предусматривалось введение на всех маяках масляного освещения. Всеми вопросами маячного строительства в России, а затем в СССР, занималась Гидрографическая служба военно-морского ведомства, образованная в 1827 году.

8 июля 1807 года по указу Александра I все маяки России были переведены из частного владения в подчинение морского ведомства. Делалось это для обеспечения надлежащего надзора за состоянием маяков и, следовательно, безопасности мореплавания. С 1997 года 8 июня стал профессиональным праздником маячников России.

Маяк Басаргин. Владивосток. 1960-е гг. (?). Фотография из фототеки ЦБНТИ ММФ. Музей морского флота

Новороссийск. Входной маяк. 1960-е гг. (?). Фотография из фототеки ЦБНТИ ММФ. Музей морского флота

Одесский маяк. 1960-е гг. (?). Фотография из фототеки ЦБНТИ ММФ. Музей морского флота

Новости

Все новости музея