18.02.2016
19 февраля 1899 года ледокол «Ермак», построенный в английском городе Ньюкасл, прибыл в Кронштадт и на нем был поднят коммерческий российский флаг.
Самый мощный в мире ледокол конца XIX – начала XX века был построен по чертежам и под непосредственным наблюдением адмирала С.О. Макарова. «Ермак» – первое судно гражданского флота, построенное на деньги из государственной казны (было израсходовано 1,5 млн рублей).
Строительство судна было осуществлено благодаря поддержке Министра финансов С.Ю. Витте и известных деятелей страны: президента Российской академии наук Д.И. Менделеева, изобретателя радио А.С. Попова, инженера-кораблестроителя В.И. Афанасьева и, конечно же, вице-адмирала С.О. Макарова.
В зимнюю навигацию 1899 года в Балтийском море в районе Ревеля «Ермак» спас из ледового плена 13 судов. Менее чем через год у острова Гогланд был снят с камней новейший броненосец береговой охраны «Генерал-адмирал Апраксин», который обошелся государственной казне в 4,5 млн рублей.
Таким образом, вопрос об экономической нецелесообразности постройки ледокола на государственные деньги, который ставили правительственные чиновники, был снят. Ледокол «Ермак» стали называть повелителем льдов. Он более полувека прослужил на Севере и внес большой вклад в освоение Арктики нашей страной.