21.12.2024
20 декабря Росморречфлот и все подведомственные учреждения отпраздновали столетие со дня образования централизованного управления морским торговым флотом. Отсчет ведется с учреждения акционерного общества «Совторгфлот» в 1924 году. Торжественное собрание было приурочено к проведению ежегодной Коллегии Росморречфлота и прошло в гостях у Музея современной истории России. Приветствовал участников церемонии Министр транспорта РФ Роман Владимирович Старовойт.
Руководитель Росморречфлота Андрей Владимирович Тарасенко обозначил в своем выступлении основные этапы становления советского торгового флота. Юрий Александрович Михайлов, председатель совета ветеранов морского и речного флота, подхватил эту тему и особенно подробно рассказал о вкладе гражданского флота в Великую Победу. По его словам, среди работников отрасли в советское время 71 человек был удостоен высшей награды СССР – звания Героя Советского союза, 66 человек – звания Героя Социалистического Труда. Это те, на кого могут равняться моряки сегодня.
Рассказ об истории отрасли в бурных событиях XX века продолжил Николай Петрович Цах, занимавший пост Министра транспорта РФ в 1996-1998 годах. 1990-е годы он охарактеризовал как эпоху сложную с точки зрения принятия управленческих решений. Под давлением западных стран и в результате несовершенства программ финансирования, торговый флот России потерял достигнутое в советский период преимущество.
Сергей Оттович Франк, Министр транспорта РФ в 1998-2004 году, подчеркнул в своем выступлении, что приняв управление отраслью от Николая Петровича, он принял и задачу по ликвидации зависимости морского транспорта России от других государств. Сегодня, испытывая колоссальное санкционное давление, гражданский флот развивается. Достижения отрасли будут важнейшей частью книги по истории отечественного морского торгового флота, которая увидит свет к 80-летию Великой Победы.
Подводя итоги собрания Алексей Юрьевич Клявин, президент Российской палаты судоходства, повторил известный вывод В.И. Ленина: «Флот – это единственный механизм, который заставляет золото работать». В 1939 году Советская Россия поставила себе цель, выйти на первое место по морским торговым перевозкам. начавшаяся война помешала этим планам, но к концу 1970-х отрасль смогла стать шестой в мире. Сегодня это 23 место. Задача современных работников отрасли – выполнить наказ старшего поколения, наших учителей и наставников, и предпринять все усилия по возрождению морского торгового флота России!
Музей представил на собрании модели из своей коллекции: ледорез «Ф. Литке», ледокол «Капитан М. Измайлов» и паром «Маршал Рокоссовский», а также фотоматериалы по истории торгового флота за минувшее столетие. Модель первого в России автономного парома теперь будет и в собрании ГЦМСИР ее торжественно передал Роман Владимирович Старовойт.