Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

17.10.2023

Судно построили в Великобритании в 1892 году под названием «Lauriston». Барк первоначально был заказан для перевозки джута из Индии и был типичным представителем семейства «винджаммеров» — больших железных коммерческих парусников конца XIX века. В Первую мировую войну российское правительство приобрело судно, чтобы превратить его в морскую баржу. Под буксиром «Lauriston» возил грузы из Великобритании в Архангельск. Во время революций и Гражданской войны барк оказался на территории, оккупированной интервентами, и они отогнали «Lauriston» обратно в Великобританию.

В 1921 году корабль передали советскому правительству. В это время перед новым правительством стояла задача восстановить морской флот. Планировались не только ремонт старых судов и строительство новых, но и обучение и воспитание моряков, а вновь приобретенный барк как раз подходил для обучения. В 1923 году судно было восстановлено как парусный корабль и получило название «Товарищ», а с 1924 года на нем начались первые учебные рейсы.

В истории «Товарища» есть два знаменитых события. Рейс 1926-1927 гг. по маршруту Мурманск – Росарио (Аргентина) – Ленинград стал первым заграничным учебным плаванием советских моряков. Он проходил под командованием капитана Дмитрия Афанасьевича Лухманова. Рейс же 1927-1928 гг. из Ленинграда в Южную Америку стал последним заграничным походом «Товарища». 24 февраля 1928 года, находясь в ЛаМанше, «Товарищ» протаранил итальянский грузовой пароход «Alcantara». Пароход затонул меньше чем за минуту, из итальянской команды спасся один человек. Парусник арестовали и поставили в порт Саутгемптон, но не нашли никаких нарушений. Судебное разбирательство в Англии тянулось более двух лет. Руководству барка предъявили обвинения в слабой подготовке и недостаточной компетентности, однако суд не пришёл к однозначному мнению о виновности «Товарища». После этого случая барк никогда больше за границу не плавал. С этого момента «Товарищ» находился в Черном море и совершал учебные рейсы только внутри акватории.

Великую Отечественную войну судно встретило в Мариуполе, а во время оккупации «Товарищ» использовался в качестве казармы. В 1943 году он был разбомблен авиацией, после чего оставался в полузатопленном состоянии, а после был признан непригодным к восстановлению и разрезан на металлолом.

Учебное парусное судно «Товарищ» в Ла-Манше. Из собрания Музея морского флота

Учебное парусное судно «Товарищ». Из собрания Музея морского флота

Групповой фотопортрет экипажа судна «Товарищ». Из собрания Музея морского флота

Новости

Все новости музея