15.04.2022
13 апреля в рамках столичного просветительского проекта «Прогулки по музеям онлайн» в Музее морского флота прошла онлайн-встреча, посвященная истории Приморского морского пароходства.
В 2022 году Приморскому морскому пароходству (ПМП) исполняется 50 лет. Его история началась в конце 1960-х годов, когда в Находке была построена крупнейшая на Дальнем Востоке нефтеналивная база. Управление нефтеналивного флота Дальневосточного морского пароходства, организованное там же, в 1972 году и было преобразовано в Приморское морское пароходство.
Первым руководителем пароходства стал заместитель начальника Дальневосточного морского пароходства, опытный капитан-полярник Николай Михайлович Немчинов. А вместе с флотом в Находку перебрались более двух тысяч моряков. Но в начале 1970-х годов профессиональных кадров все еще не хватало, поэтому ставка была сделана на молодежь. На службу в пароходство поступили выпускники мореходных училищ Батуми и Астрахани.
Основой флота компании стали танкеры типа «Казбек» и «Баскунчак», полученные от Дальневосточного пароходства. Флагманом этой группы был танкер «Интернационал», спущенный на воду в 1968 году. ПМП развивалось и успешно выполняло свою основную задачу – доставку топлива в порты Дальнего Востока и по всему Северному морскому пути.
Танкеры пароходства также доставляли топливо во Вьетнам в разгар войны. Находясь под обстрелом в блокированном Хайфоне советские моряки проявляли стойкость и мужество, помогали Вьетнамским товарищам разбирать завалы в разрушенных кварталах города, выносить раненых, которым оказывали медицинскую помощь судовые врачи. Судовым механикам удалось отремонтировать и запустить насосную топливную станцию в порту, был отремонтирован портовый катер и радиостанции. А дома в Находке школьники собирали подарки для вьетнамских сверстников – книги, тетрадки, ручки, игрушки. После окончания войны в дар Вьетнаму был передан танкер «Вилюйск».
Когда флот пополнили танкеры усиленного ледового класса типа «Самотлор» и автоматизированные танкеры ледового класса типа «Вентспилс», ПМП получило новые возможности по снабжению топливом советских научно-исследовательских станций в Антарктиде.
«Самотлоры» стали новым этапом технического развития пароходства. Дюжина автоматизированных танкеров усиленного ледового класса увеличила дедвейт флота ПМП на 40 процентов. За счёт прочного корпуса, тоннажа и скорости «самотлоров» арктический завоз стал обходиться с меньшими потерями. А самое главное, благодаря двойному корпусу был сведён до минимума риск разлива нефти. Благодаря быстрому развитию пароходства, развивалась и Находка. Так, для перебравшихся в город моряков был построен целый новый микрорайон, в народе – «Немчиновка», а также много социальных объектов – столовая, предприятия быта, пионерский лагерь, профилакторий.
Как рождалась и взрослела компания, кто стоял у ее истоков, как складывались традиции подготовки кадров? Об этом со всеми подробностями рассказал слушателям экскурсовод Музея морского флота Тарас Чубчик. А в здании музея к 50-летию Приморского морского пароходства подготовлена выставка, где можно увидеть модель одного из танкеров пароходства.