Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

15.04.2022

13 апреля в рамках столичного просветительского проекта «Прогулки по музеям онлайн» в Музее морского флота прошла онлайн-встреча, посвященная истории Приморского морского пароходства.

В 2022 году Приморскому морскому пароходству (ПМП) исполняется 50 лет. Его история началась в конце 1960-х годов, когда в Находке была построена крупнейшая на Дальнем Востоке нефтеналивная база. Управление нефтеналивного флота Дальневосточного морского пароходства, организованное там же, в 1972 году и было преобразовано в Приморское морское пароходство.

Первым руководителем пароходства стал заместитель начальника Дальневосточного морского пароходства, опытный капитан-полярник Николай Михайлович Немчинов. А вместе с флотом в Находку перебрались более двух тысяч моряков. Но в начале 1970-х годов профессиональных кадров все еще не хватало, поэтому ставка была сделана на молодежь. На службу в пароходство поступили выпускники мореходных училищ Батуми и Астрахани.

Основой флота компании стали танкеры типа «Казбек» и «Баскунчак», полученные от Дальневосточного пароходства. Флагманом этой группы был танкер «Интернационал», спущенный на воду в 1968 году. ПМП развивалось и успешно выполняло свою основную задачу – доставку топлива в порты Дальнего Востока и по всему Северному морскому пути.

Танкеры пароходства также доставляли топливо во Вьетнам в разгар войны. Находясь под обстрелом в блокированном Хайфоне советские моряки проявляли стойкость и мужество, помогали Вьетнамским товарищам разбирать завалы в разрушенных кварталах города, выносить раненых, которым оказывали медицинскую помощь судовые врачи. Судовым механикам удалось отремонтировать и запустить насосную топливную станцию в порту, был отремонтирован портовый катер и радиостанции. А дома в Находке школьники собирали подарки для вьетнамских сверстников – книги, тетрадки, ручки, игрушки. После окончания войны в дар Вьетнаму был передан танкер «Вилюйск».

Когда флот пополнили танкеры усиленного ледового класса типа «Самотлор» и автоматизированные танкеры ледового класса типа «Вентспилс», ПМП получило новые возможности по снабжению топливом советских научно-исследовательских станций в Антарктиде.

«Самотлоры» стали новым этапом технического развития пароходства. Дюжина автоматизированных танкеров усиленного ледового класса увеличила дедвейт флота ПМП на 40 процентов. За счёт прочного корпуса, тоннажа и скорости «самотлоров» арктический завоз стал обходиться с меньшими потерями. А самое главное, благодаря двойному корпусу был сведён до минимума риск разлива нефти. Благодаря быстрому развитию пароходства, развивалась и Находка. Так, для перебравшихся в город моряков был построен целый новый микрорайон, в народе – «Немчиновка», а также много социальных объектов – столовая, предприятия быта, пионерский лагерь, профилакторий.

Как рождалась и взрослела компания, кто стоял у ее истоков, как складывались традиции подготовки кадров? Об этом со всеми подробностями рассказал слушателям экскурсовод Музея морского флота Тарас Чубчик. А в здании музея к 50-летию Приморского морского пароходства подготовлена выставка, где можно увидеть модель одного из танкеров пароходства.

Танкер «Интернационал» на нефтепирсе Магаданского порта. Из картотеки ЦБНТИ МРФ. Танкер «Интернационал» на нефтепирсе Магаданского порта. Из картотеки ЦБНТИ МРФ. Танкер «Самотлор» на нефтепирсе порта Находка. Из картотеки ЦБНТИ МРФ.

Экскурсовод Музея морского флота Тарас Чубчик рассказывает об истории Приморского морского пароходства Фрагмент выставки Музея морского флота.

Новости

Все новости музея