05.05.2017
6 мая 1902 года Государственный совет принял закон «О судоводителях на мореходных судах торгового флота», в котором устанавливались новые судоводительские звания – капитан и штурман.
Согласно закону были введены восемь званий для судоводителей: штурман 1–4 разряда и капитан 1–4 разряда. Судоводители 1–2 разрядов имели право управлять пароходами, 3–4 разрядов – парусниками. Закон окончательно разделил морское плавание на две категории малое (каботажное) плавание – в морях, омывающих берега Российской империи, и дальнее плавание – за пределами этих морей. Отныне капитанами российских судов имели право быть только русские подданные с дипломом судоводителя. Кроме этого предусматривалось создание учебных заведений новых типов – мореходных училищ дальнего и малого плавания и мореходных школ.
Таким образом, была создана двухступенчатая система подготовки судоводителей: выпускники училищ малого плавания для продолжения образования могли поступать в третий класс училищ дальнего плавания, а выпускники двухклассных мореходных школ – в третий класс трехклассных. Приготовительные мореходные школы, также созданные по положению 1902 года, давали выпускникам общеобразовательную подготовку в объеме курса городского училища и право поступления в любое мореходное учебное заведение.
Собрание ФБУ «Музей морского флота» включает мемориальные комплексы, которые состоят из предметов (вещественные реликвии, фотографии и документы), связанных с жизнью и деятельностью таких капитанов дальнего плавания, как С.П. Мышевский и В.Ф. Скорупский.